Субъективная оптимизация

Журнал "Статус" № 68-69 от 19.01.2009 стр.58-60

текст: Дмитрий Моргун, генеральный директор компании «Юристстронг»


Субъективная оптимизация Оформление сотрудников в качестве субъектов предпринимательской деятельности - один из эффективных, но небезопасных способов сократить расходы на персонал


С целью экономии расходов на оплату труда некоторые компании начали активно оформлять сотрудников в качестве субъектов предпринимательской деятельности (СПД) или же нанимать на работу уже оформленных сотрудников- СПД. В этих случаях минимизация отчислений из фонда оплаты труда составляет порядка 45%. Выбирая такой способ экономии, работодатели попадают под прицел налоговой инспекции. Ведь не исключено, что одновременно с массовым переводом наемных работников в СПД повысится внимание налоговой к компаниям, работающим с субъектами предпринимательской деятельности, и проверяющие будут пристально рассматривать договоры о сотрудничестве с каждым новоиспеченным бизнесменом.

 

За пределы штата

Статус СПД целесообразно присваивать сотрудникам, у которых высокие зарплаты, - в этом случае экономия будет наиболее ощутима. Например, с финансовым директором, оклад которого стартует от $1,5 тыс., можно заключить договор об услугах по финансовому консультированию. В данном случае работодатель освобождается от уплаты налога на заработную плату, отчислений в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и прочих расходов. Помимо этого работникам не нужно оформлять отпускные, больничные и другие выплаты, предусмотренные КЗоТ. Работодатель может только помочь сотрудникам уплачивать единый налог, который составляет до 200 грн в месяц (в зависимости от административного местонахождения и специфики бизнеса). Однако подобный способ оптимизации отчислений из фонда оплаты труда нельзя считать однозначно выгодным для работодателя. Если ранее между компанией и наемными сотрудниками существовали трудовые взаимоотношения, то теперь они станут гражданско-правовыми. Это значит, что невозможно требовать от субъектов выполнения тех обязанностей, которые были на них возложены по трудовому договору. Также лояльность сотрудника к компании наверняка будет таять буквально на глазах. Став субъектом предпринимательской деятельности, сотрудник обретает статус маленького директора с собственной печатью, а главное - полную свободу в своих профессиональных действиях. От него уже нельзя требовать соблюдения корпоративной культуры, рабочего графика и других проявлений трудовой дисциплины. Если, конечно, специалист параллельно не является наемным работником этой компании. Кстати, Государственная налоговая инспекция (ГНИ) не имеет ничего против того, чтобы служащие предприятия были зарегистрированы как СПД, сотрудничая с фирмой и как предприниматели, и как наемные работники. Главное, чтобы в данном случае подчиненный, работающий, к примеру, юристом, не оказывал предприятию юридических услуг, т. е. сфера деятельности сотрудника-СПД должна отличаться от его обязанностей как наемного работника.

 

Процедура оформления

Обычно работодатель берет на себя все расходы по оформлению, сопровождению, а также ведению бухгалтерии по каждому «своему» субъекту. Перевод одного сотрудника обходится примерно в 1500 грн (если регистрацией СПД будет заниматься юридическая фирма), плюс ежемесячная уплата единого налога. Оформление СПД состоит из двух основных этапов. Как правило, вначале компания прекращает трудовые правоотношения с работником, что подразумевает увольнение его по собственному желанию или по соглашению сторон. Затем производится полный расчет с сотрудником. Следующий этап - непосредственно оформление работника как субъекта предпринимательской деятельности. Производится эта процедура в налоговой администрации по месту прописки сотрудника и занимает два-три дня. Именно на данном этапе могут возникнуть трудности для столичных работодателей. Ведь большинство персонала киевских компаний - приезжие из разных регионов Украины, не имеющие даже временной прописки в Киеве. Из этой ситуации имеется два выхода. Пер- вый - отправлять подчиненных регистрироваться в родных краях. Второй - оформить временную прописку по месту арендуемого жилья (на такую услугу соглашается 1 из 100 собственников недвижимости). Однако в обоих случаях процедура оформления затянется в среднем на одну-две недели. Необходимо учесть, что некоторые виды услуг, определенные КВЭД (классификатор видов экономической деятельности), субъект может предоставлять только в пределах одной административной территории. Например, в Донецке и области. Соответственно, и налоги он должен платить по месту деятельности. Подобное условие может распространяться на предпринимателей, работающих в сфере недвижимости. Естественно, работодателю затратно и неудобно каждый месяц направлять по месту регистрации своего сотрудника или представителя бухгалтерии для предоставления отчетов в местную налоговую. В Киеве внедрена система электронной отчетности, а на периферии предпринимателям приходится, как и раньше, ждать очереди в кабинет своего инспектора.

 

Под прицелом налоговой

В начале совместной деятельности между компанией и субъектом заключается договор о предоставлении услуг. Для работодателя этот документ становится единственной гарантией выполнения субъектом взятых на себя обязательств. Поэтому в данном договоре важно как можно более корректно прописать четкий перечень

прав и обязанностей, возложенных на СПД по отношению к работодателю, который теперь выступает в роли заказчика или клиента. Пункты договора зачастую очень схожи с должностной инструкцией (особенно в случае, когда СПД остается в штате компании как наемный работник), особенно в разделе обязанностей субъекта. Ведь формально обязанности сотрудника не изменились и работодатель заинтересован в выполнении им той же работы, что и ранее. Однако нередко договоры между субъектами предпринимательской деятельности и их заказчиками/клиентами, особенно долгосрочные, становятся предметом повышенного внимания налоговой инспекции. Проверяющие с легкостью выявляют маскировку трудовых отношений под гражданско-правовые с целью уклонения от уплаты налогов. А это чревато возбуждением уголовного дела по ст. 172 «Грубое нарушение трудовых прав» и по ст. 212 Уголовного кодекса Украины «Уклонение от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей». Например, сотрудники ГНИ наверняка заинтересуются гражданско-правовым договором, содержащим, к примеру, такие пункты: работник имеет право на отпуск 15 дней в году; рабочий день с 9.00 до 18.00 часов, с понедельника по субботу и пр.).

Конечно же, на основании одного лишь договора доказать увиливание от уплаты налогов практически невозможно. Определяющий фактор в этом вопросе - показания работников. Достаточно субъекту предпринимательской деятельности заявить о нарушении компанией своих трудовых прав - и привлечение к ответственности генерального директора и главного бухгалтера данного предприятия гарантировано. Пострадают и сами СПД. Кстати, в большинстве случаев из-за страха понести уголовную ответственность сотрудники «сдают» своего работодателя, подтверждая, что трудовые взаимоотношения с ним действительно были переведены вгражданско-правовые для сокращения затрат. С большой вероятностью можно ожидать, что в текущем году налоговые органы будут с особым пристрастием контролировать деятельность субъектов, чтобы не пропустить мимо Госбюджета причитающиеся ему налоги и отчисления. Тем более что единоналожники традиционно использовались как конвертационные центры, зарабатывая 5-6% обналичиваемых сумм. Поэтому правильным будет в договоре с СПД обязанности субъекта перечислить кратко, а акцент сделать на требованиях к качеству услуг и сроках их предоставления. Желательно указать штрафные санкции за некачественное выполнение работы. Кстати, возможность использования штрафных санкций - существенное преимущество работодателя в гражданско-правовых отношениях. Если наемного сотрудника он не имеет права штрафовать, то субъекту предпринимательской деятельности от финансового наказания никак не отвертеться. Однако никакие рычаги влияния не смогут гарантировать лояльность и преданность со стороны СПД - слишком уж велик соблазн уйти в «свободное плавание». Придется смириться с мыслью, что некоторые особо предприимчивые сотрудники начнут работать на себя и не побрезгуют проектами даже для фирм-конкурентов - в тяжелые для бизнеса времена этические принципы нередко уходят на задний план.

 

Субъективная оптимизация [к сведению]

Виды деятельности, которые не облагаются единым налогом

 

* Деятельность в сфере игорного бизнеса, игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведение лотерей и розыгрышей, осуществление обмена иностранной валюты
* Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней
* Оптовая и розничная торговля промышленными изделиями из драгоценных металлов
* Производство подакцизных товаров, хозяйственная деятельность, связанная с экспортом, импортом и оптовой торговлей подакцизными товарами, оптовой и розничной торговлей подакцизными горюче-смазочными материалами

 

[info]

Плюсы и минусы для работодателя оформления штатных сотрудников как СПД

+

Экономия до 50% расходов на заработную плату персонала

Не нужно оплачивать отпускные, больничные и т. д.

Гражданско-правовое законодательство, в отличие от трудового, предусматривает штрафные санкции

Для компании нет ограничений по сотрудничеству с субъектами из разных регионов

-

Компания должна вести бухгалтерский учет по каждому СПД (больше бумажной работы)

Не всегда возможно потребовать от субъектов предпринимательской деятельности выполнения обязательств, которые были на них возложены по трудовому договору

Налоговые риски.

 

Скачать эту статью в оригинале

subektivnaya-optimizaciya-str.1.pdf [1,21 Mb] (cкачиваний: 81)
subektivnaya-optimizaciya-str.2.pdf [74,2 Kb] (cкачиваний: 50)
subektivnaya-optimizaciya-str.3.pdf [911,54 Kb] (cкачиваний: 54)

 

© 2010 ЮРИСТСТРОНГ, ТОВ | W2B